Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 

Смысл термина «инклюзия» — включение, а если в контексте темы – реальное вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь социума. 

Основные принципы инклюзии: 

- Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

-  в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

- ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Законодательные ресурсы:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ;

- Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

Правила инклюзивной школы:

- все ученики равны в школьном сообществе;

- все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;

- у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;

- планируется и проводится эффективное обучение;

- работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;

- программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;

- семьи активно участвуют в жизни школы.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

- подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);

- служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;

- является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;

- применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе;

- является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;

- составлена с целью повышения успешности ученика.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

- он достаточно гибок;

- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

- он уважает индивидуальные различия;

- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

- у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

- адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;

- мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;

- индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;

- появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

- педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;

- существуют процедуры оценки эффективности.

 

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

 

Паспорт доступности МБОУ "Гимназия № 1 им. А.А.Иноземцева"

Специально оборудованные учебные кабинеты - отсутствуют

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют

Библиотеки, приспособленые для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют

Объекты спорта, приспособленные для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации - установлены пандусы на крыльце

Специальные условия питания - организация индивидуального меню в соотвествии с рекомендациями медицинской организации

Специальные условия охраны здоровья - отсутствуют

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - имеются

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - имеются

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования - отсутствуют

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - отсутствуют

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют

 

Информационные ресурсы

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию

Инклюзивное высшее образование в России

Институт проблем инклюзивного образования

 

Страница добровольческого проекта Гимназии  «Протяни руку помощи»

 

 

            

 

октябрь 2017

ноябрь 2017

декабрь 2017

март 2018

апрель 2018

май 2018

октябрь 2018

февраль 2019

апрель 2019

июнь 2019

октябрь 2019

январь 2020