Гимназия № 1 г. Братска по результатам независимой экспертизы Министерства образования РФ уже несколько лет входит в «Топ-500» школ России, продемонстрировавших высокие образовательные результаты. Также Гимназия входит в «Топ-200» школ России, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, и в «Топ-100» лучших школ по социально-гуманитарному и социально-экономическому профилю.
Все персональные данные размещены с согласия участников образовательных отношений на обработку персональных данных
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Смысл термина «инклюзия» — включение, а если в контексте темы – реальное вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь социума.
Основные принципы инклюзии:
- Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
- в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.
- ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Законодательные ресурсы:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ;
- Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
- Конвенция ООН о правах ребенка.
Правила инклюзивной школы:
- все ученики равны в школьном сообществе;
- все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
- у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
- планируется и проводится эффективное обучение;
- работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
- программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;
- семьи активно участвуют в жизни школы.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);
- служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;
- является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;
- применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе;
- является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;
- составлена с целью повышения успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок;
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
- он уважает индивидуальные различия;
- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Результаты инклюзии:
- у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
- адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;
- мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;
- индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;
- появляются возможности для обобщения и передачи навыков;
- педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;
- существуют процедуры оценки эффективности.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Паспорт доступности МБОУ "Гимназия № 1 им. А.А.Иноземцева"
Специально оборудованные учебные кабинеты - отсутствуют
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют
Библиотеки, приспособленые для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют
Объекты спорта, приспособленные для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации - установлены пандусы на крыльце
Специальные условия питания - организация индивидуального меню в соотвествии с рекомендациями медицинской организации
Специальные условия охраны здоровья - отсутствуют
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - имеются
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - имеются
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования - отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют
Информационные ресурсы
Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию
Инклюзивное высшее образование в России
Институт проблем инклюзивного образования
Страница добровольческого проекта Гимназии «Протяни руку помощи»
п
Сейчас 79 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте